
Депутаты готовятся к рассмотрению во втором чтении законопроектов по вопросам риелторской и аудиторской деятельности. Документы подготовлены для дополнительных механизмов защиты интересов граждан. Узнали, кто сможет оказывать такие услуги и как будет проводиться оценка качества работы.
Доступный метр
В стране ежедневно совершаются десятки сделок покупки-продажи жилья. Способов совершить сделку с недвижимостью несколько. Те, кто ценит деньги и время, обращаются к профессионалам рынка – в агентства недвижимости. Безусловно, услуга не бесплатная. Но у потребителя отпадает нужда заниматься поиском покупателя или продавца. Те же, кто не желает пользоваться услугами риелторов, ищут варианты самостоятельно. В белорусском сегменте сети интернет есть ряд специализированных площадок, где размещаются тематические объявления. Казалось бы, заходи на сайт, подбирай нужный вариант и заключай сделку. Но, как показывает практика, значительную часть таких рекламных объявлений размещают серые маклеры. Вскоре этот рынок ожидают коренные изменения. Впервые в истории страны разработан проект Закона о риелторской деятельности.
– На основании действующего механизма Указа Президента от 9 января 2006 года «О риелторской деятельности в Республике Беларусь» регулирование этой сферы в целом сохранено. Как и ранее, основные полномочия выполняет лицензирующий орган – Министерство юстиции, – рассказала член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Елена Хиля.
Вместе с тем законопроект содержит и принципиально новые подходы, направленные на обеспечение защиты как государственных интересов, так и прав и законных интересов граждан на получение качественных риелторских услуг.
Новшеством является введение органа самоуправления риелторов – Палаты риелторов. В проекте прописаны правовые основы создания этого органа. Данная структура наделяется функциями по упорядочению деятельности профессионального сообщества риелторов. Кроме того, упраздняется институт агентов по операциям с недвижимостью.
– Предоставляются определенные послабления для риелторов. Предусмотрено, что в штат риелторской организации входят не менее двух риелторов. Работа в риелторской организации является основным местом работы с обязательным заключением трудового договора и выполнением законодательства о труде. Отменено требование о наличии у претендентов профильного образования. Риелторами смогут стать граждане с любым высшим образованием, освоившие образовательную программу обучающих курсов и сдавшие аттестационный экзамен. Именно риелтор, а не агент должен работать с потребителем, оказывая квалифицированную юридическую поддержку на всех этапах исполнения договора, – пояснила депутат.
Проектом закона также расширены полномочия риелторской организации. Им предоставляется возможность получения информации о персональных данных клиентов для чистоты сделки из определенных законом органов.
– Исключается предоплата за предоставление информации о предложениях на рынке недвижимости для заключения договора найма. Закреплена обязанность риелторской организации иметь не только кассовое оборудование, но и карточный платежный терминал. Проектом предусматривается, что риелторская организация может оказывать услуги только одной стороне в сделке, – дополнила Елена Хиля. – Таким образом, простого гражданина на всем его пути к решению жилищного вопроса будет сопровождать один действительно компетентный специалист в соответствии с нормативными документами.
Повысить компетентность
Новации ждут и аудиторскую деятельность. Депутаты готовятся к рассмотрению во втором чтении проекта закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров. Он подготовлен для повышения качества оказания аудиторских услуг, закрепления дополнительных механизмов защиты интересов их пользователей.
Среди изменений – предъявление к участвующим в аудиторской деятельности требования о наличии безупречной деловой репутации. Кстати, эта норма соответствует Соглашению об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза.
– В законопроекте раскрывается понятие этого требования. Это в том числе отсутствие непогашенной, неснятой судимости по ряду оснований, которые прямо предусмотрены в законопроекте. Это отсутствие в течение двух предшествующих лет административных правонарушений по перечню, который будет определяться Минфином. И ряд других оснований, которые характеризуют репутацию аудитора, – пояснила член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Ольга Жук. – Уточняется перечень преступлений, наличие судимостей, совершение которых не позволяет аудитору участвовать в осуществлении аудиторской деятельности. Также предусматривается определение Министерством финансов соответствующего перечня административных правонарушений.
Корректировками законодательства предусмотрено увеличение с трех до пяти лет периодичности прохождения внешней оценки качества работы аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
– При закреплении данной нормы учитывалось, что оказывать такой вид аудиторских услуг имеют право только те аудиторские организации, которые по результатам проведенных у них внешних оценок отнесены к первой – третьей категориям качества, и проведение у них частых проверок не является обязательным, – подчеркнула Ольга Жук. – Такой шаг позволит высвободить ресурсы Аудиторской палаты для осуществления контроля качества работы других субъектов аудиторской деятельности. В настоящее время в реестре аудиторов числится около 1100 человек. Уверена, что принятие законопроекта позволит повысить качество аудиторских услуг, защитить пользователей от действий недобросовестных либо недостаточно компетентных аудиторов.
Владислав Сычевич, газета «Рэспубліка»