Как в Беларуси помогают детям-сиротам и что приходит на смену интернатам

Школа домашнего воспитания

Ребенок должен жить в семье. Ничто не заменит ему материнскую и отцовскую теплоту, домашний уют. Но, увы, нередки случаи, когда дети остаются сиротами даже при живых родителях. И если усыновление и опека по разным причинам невозможны, на помощь приходят детские дома семейного типа — именно благодаря им интернатные учреждения в современной Беларуси можно пересчитать по пальцам.

Александр Лукашенко:

— Социально ориентированное государство — ясно, что в такой ситуации, при такой политике мы и пенсионеров, и инвалидов, и детей-сирот должны поддерживать. Социальные программы, между прочим, у нас в стране очень обширные. Наша экономика представляет возможность направить больше денег именно в данную сферу, что мы и делаем.

15 октября 2024 года, заслушивая доклад о совершенствовании социальной поддержки населения.

Родительский дом, начало начал

На фоне роскошных коттеджей в пригородной деревне Николаевка-2 Могилевского района этот большой двухэтажный дом не теряется: красивый снаружи, уютный и удобный внутри. На первом этаже игровая комната, гостиная и кухня, а также ванная и душевая со стиральной машиной, на втором — спальни. Здесь живут и воспитываются дети в возрасте от пяти до семнадцати лет — четыре девочки и шесть мальчиков. 

В день нашего приезда каждый занят своим делом. 

— Здесь так хорошо, что во время летних каникул я даже в оздоровительный лагерь не поехал, — признается семнадцатилетний Сергей, учащийся Могилевского государственного машиностроительного колледжа. — Дома лучше. 

Теплую семейную обстановку ребятам создает родитель-воспитатель Инесса Кулешова, педагог с 30-летним стажем, работавшая в отделе по образованию Могилевского райисполкома. 

— Я воспитывалась в многодетной семье, — рассказывает Инесса, — поэтому стараюсь относиться к своим подопечным так, как относились к нам, пяти сестрам, наши мама и бабушка. Мы много путешествовали, постоянно ощущали на себе заботу, нас приучали к взрослой самостоятельной жизни, прививали необходимые навыки. 

Родитель-воспитатель работает в этой должности с 1 июня 2023 года, но ей даже не пришлось заново знакомиться, привыкать к своим воспитанникам. Всех Инесса знает по своей прежней работе. 

Младший, пятилетний Артем, посещает детский сад в агрогородке Полыковичи, девятилетняя Юля учится во втором классе Коминтерновской средней школы, ее ровесник Максим — в третьем классе. Еще один Максим на год старше, он четвероклассник, так же как и десятилетний Михаил. Одиннадцатилетний Никита учится в пятом классе, тринадцатилетняя Катя — в восьмом, пятнадцатилетняя Соня — в десятом, а шестнадцатилетняя Виктория — в одиннадцатом. 

У всех есть биологические родители, во всяком случае, мамы, но по разным причинам воспитанием своих детей они не занимаются. И Инесса делает все возможное, чтобы у ее подопечных была обычная семья. Как и у всех, к этим ребятам приходят в гости друзья-одноклассники.

Иногда они сами себе готовят еду. 

— Как иначе я приучу их к самостоятельности? — задает риторический вопрос Инесса. — А так, к примеру, плов у Сони теперь получается даже лучше, чем у меня, а Кате хорошо удаются тонкие блинчики. Старшие и в магазин ходят сами с моей карточкой. Доверяю, знаю, что деньги зря не потратят. 

Ребята модно одеты, у них есть возможность развивать свои таланты — прямо на дому работает кружок прикладного искусства, приходит преподаватель из центра творчества. У Сергея, наверное, от природы золотые руки — все может починить: и газонокосилку, и старенький пылесос, и электрический чайник. 

Инесса учит своих подопечных планировать семейный бюджет: основная часть продовольствия закупается раз в месяц, затем докупаются только молочные продукты, хлеб, овощи-фрукты. Грамотное распоряжение финансами позволяет и ходить в кафе по торжественным случаям, к примеру если у кого-то день рождения, и гулять по Могилеву, путешествовать. 

Недавно Белорусский детский фонд подарил семье поездку в Брест, которая вскоре состоится. Но многие свои путешествия дружная команда оплачивает из собственного бюджета — дважды ездили в Минск, были в цирке, посетили «Райский сад», побывали в Гродно, Орше. 

Случаются ли между детьми конфликты?

— Конечно, — не скрывает Инесса, — как и в любой семье. Но все это можно преодолеть, когда есть доверие. 

Воспитанники доверяют ей по-настоящему, делятся радостями и горестями, советуются по важным вопросам. Старшие уже определились с выбором профессии. Соня говорит, что собирается поступать в МГУ имени А. А. Кулешова, чтобы изучать психологию, Вика выбрала экономический колледж, хочет стать программистом, Кате ближе профессии визажиста и парикмахера. 

Инесса Кулешова очень благодарна государству, которое во всем поддерживает ее большую семью. За этот прекрасный дом, за то, что «коммуналка» оплачивается из бюджета, а к праздникам дети получают подарки, в том числе гаджеты. 

Недавно за высокие достижения в работе родителя-воспитателя Инессу Кулешову наградили почетной грамотой Могилевского райисполкома. Не меньшей радостью для нее стал подарок первого выпускника детского дома семейного типа. Алексей, недавно начавший самостоятельную жизнь, приехал в гости и вручил букет из 51 розы. 

Теплота, забота и любовь

Программа Белорусского детского фонда «Теплый дом» начала свою работу еще в далеком 1988 году. В первые годы фонд даже выплачивал зарплаты мамам, которые становились родителями-воспитателями. В сложные 1990-е программа была приостановлена, однако с 2000-го получила новый импульс благодаря стабильной спонсорской поддержке, рассказывает председатель правления БДФ Людмила Кондрашова:

— За этот период совместно с местными органами власти и органами образования нашим фондом были созданы 43 детских дома семейного типа: для 36 семей куплены благоустроенные коттеджи, семи семьям оказана помощь в достройке и благоустройстве государственного или собственного жилья. Всем семьям оказана помощь в ремонте, приобретении мебели, бытовой техники, кухонного инвентаря и прочего. В наших детских домах семейного типа (ДДСТ) прошли или проходят школу семейного воспитания более 2000 детей-сирот. Фактически благодаря реализации только этой программы в Беларуси закрыто около 10 государственных школ-интернатов. 

Людмила Николаевна охотно приводит примеры семей, которыми фонд по-настоящему гордится. В Брестской области создано 54 детских дома семейного типа, в Каменецком и Пружанском районах в роли родителей-воспитателей работают семейные династии: мама и дочь. В Минской области фондом построено девять домов. В Стародорожском районе работает семейная династия Гутковских. Приемными родителями и родителями-воспитателями работали в разное время близкие родственники — мама, племянница, сестра. Всего в детском доме семейного типа Гутковских получили воспитание 60 детей.

Продолжать этот список можно долго, перечисляя почти каждый район Беларуси. Как подчеркивает Людмила Кондрашова, самым, пожалуй, очевидным фактором успешности и эффективности программы «Теплый дом» становятся судьбы выпускников детских домов семейного типа: среди них есть студенты ведущих вузов Беларуси, помощник судьи, педагоги, врачи, инженеры, военнослужащие, сотрудники МЧС, а также ребята, которые пошли по стопам своих родителей-воспитателей и тоже посвятили жизнь детям-сиротам. 

За время существования программы фондом затрачено более 3 миллионов долларов, основная сумма пошла на строительство домов, их благоустройство, содержание. Сейчас около 400 тысяч рублей ежегодно направляется на проведение мероприятий и оказание помощи. Особое внимание уделяется детям-сиротам из ДДСТ, которые оканчивают одиннадцатый класс. Для них фонд периодически проводит проект «Выпускной в подарок», а также акцию «Первокурсник» для поступивших в высшие учебные заведения.

— Есть у нас акция и для младшей возрастной группы, — добавляет Людмила Кондрашова. — Она называется «Первый раз в первый класс!» и рассчитана на воспитанников детских домов семейного типа, которые только собираются в школу. Ребята вместе с мамами приезжают в Минск накануне 1 сентября, совершают экскурсию по столице, посещают Национальную библиотеку, музеи, боулинг, им вручаются подарки к школе. Также по приглашению Международной ассоциации детских фондов БДФ ежегодно направляет своих подопечных в Москву на празднование Международного дня защиты детей. 

На старт самостоятельной жизни

Первые детские дома семейного типа в Беларуси, как правило, располагались на территории личного жилья родителей-воспитателей, рассказывает заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Елена Симакова:

— Тогда еще имелось очень приблизительное представление о том, что это должны быть за помещения, не было никакого законодательного регулирования возникающих вопросов. По сути, люди стали первопроходцами. Уже на их примере вырабатывалась нормативно-правовая база. Наиболее активно ДДСТ стали развиваться после 2005 года, когда в президентскую программу «Дети Беларуси» был включен пункт о строительстве жилых помещений для семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое строительство предусматривало финансирование, как правило, из республиканского бюджета плюс участие местных органов власти. Если региональная администрация находила дополнительные источники спонсорской помощи, то детские дома открывались еще активнее. Например, весомую лепту в помощь детям-сиротам внесло ОАО «АСБ Беларусбанк»: благодаря реализации его благотворительного проекта «Родительский дом» построено 17 жилых помещений (коттеджей). Кроме того, банк продолжает оказывать разного рода поддержку родителям-воспитателям по всей стране. 

Разумеется, за время, прошедшее с 2005 года, существенно изменились подходы к строительству жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и родителей-воспитателей. Первые дома имели общую площадь около 150 квадратных метров — по 15 «квадратов» на человека. Современные планировки — это большие двухэтажные коттеджи со светлыми просторными комнатами, большими кухнями. Нельзя забывать и про оснащение — бытовая техника, мебель, компьютеры. Понятно, что когда всем этим пользуется семья с десятью детьми, постепенно в негодность приходит многое, и ремонт требуется уже через пять — семь лет. Львиная доля финансовых трат опять-таки ложится на государство. Кстати, республиканская акция «Наши дети» помогает ежегодно обновлять материальную базу детских домов семейного типа. Для ребят приобретаются игрушки, оборудование, развивающие пособия и многое другое — все то, что далеко не всегда могут себе позволить купить родители-воспитатели, поскольку их зарплата уходит в основном на продукты, одежду, обувь для детей, канцелярские товары.

Суммы, выделяемые государством на строительство и оснащение детских домов семейного типа, значительны. Только за 2021—2023 годы в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021—2025 годы на строительство жилых помещений освоено 5,1 миллиона рублей.

Сегодня в детский дом семейного типа отдают от пяти до десяти ребят. Как подчеркивает Елена Симакова, задача контролирующих органов не «упаковать» его, что называется, под завязку, а дать возможность каждому ребенку чувствовать себя комфортно и свободно. Мама-воспитатель, как правило, работает в ДДСТ на полную ставку, папа — на полставки. 

— В Беларуси уже стало доброй традицией, когда родителями-воспитателями становятся многодетные матери и отцы, — рассказывает Елена Федоровна. — Например, в семье своих трое деток и еще пятеро, принятых на воспитание. Часто бывает и так: у мамы и папы родные сыновья и дочки выросли, разъехались, завели свои семьи, а куда девать нерастраченные любовь и нежность? Есть и другие варианты: родители-воспитатели вывели в люди не одно поколение ребят, и вот уже их родные дети подхватывают эстафету. Образуются настоящие педагогические династии. Есть хороший пример в Кличеве: бывшая заведующая детским садом Маргарита Кундикова вместе с супругом Сергеем ради того, чтобы взять к себе сирот, обменяли свою двухкомнатную квартиру на частный дом. Чуть позже Белорусский детский фонд сделал к нему пристройку, помог с ремонтом. Через школу семейного воспитания Кундиковых прошли 44 ребенка. Образ жизни родителей вдохновил родного сына Маргариты и Сергея — Захара. Он женился на воспитаннице семейного детского дома, и пара тоже создала детский дом семейного типа.

Основная ценность такой формы устройства детей-сирот — возможность для ребят, лишенных ласки и заботы родных родителей, получить их от своих воспитателей, научиться жить в кругу домочадцев и вести хозяйство. Здесь работает модель полноценной многодетной семьи. Есть оба родителя-воспитателя — и мать, и отец, которые формируют у ребенка правильное представление о распределении ролей мужчины и женщины в семье, дают хорошую подготовку к самостоятельной жизни.

В атмосфере доверия

Безусловно, в политике жизнеустройства детей-сирот основной акцент делается на усыновлении. Это первоочередная задача. Если она невыполнима — подключаются другие рычаги, в том числе опекунские семьи, детские дома семейного типа.

— Большинство белорусских семей, решивших усыновить ребенка, в качестве причин называют желание реализовать себя в качестве родителя, любить ребенка и получать его любовь, иметь полную семью, — рассказывает директор Национального центра усыновления Татьяна Белевич. — Усыновители — люди разных профессий: служащие, рабочие, предприниматели. Не имеет значения и место проживания: усыновляют и сельские жители, и городские.

По семейному положению кандидаты в усыновители в большинстве своем — это семейные пары, не имеющие своих детей. Небольшой процент желающих стать усыновителями есть и среди одиноких граждан, не состоящих в браке. Как правило, и те и другие имеют материальный достаток, собственное жилье, высокий образовательный уровень. Об определенной социальной зрелости свидетельствует и средний возраст усыновителей — 30—40 лет.

Чаще всего кандидаты мечтают о ребенке более младшего возраста — желательно до пяти-шести лет. Чуть больше людей видят себя в роли родителей девочки.

Вместе с тем мифы прошлых лет в сознании наших граждан постепенно развеиваются. Значительно увеличилось количество усыновленных детей, имеющих проблемы со здоровьем (инвалидность, особенности психофизического развития и другое). Увеличивается доля кандидатов, которые готовы к открытому усыновлению (не сохраняя тайну усыновления) и сотрудничеству со специалистами системы охраны детства по вопросам воспитания.

Кандидаты в усыновители осознают специфику своей родительской ситуации. Именно это им позволяет в дальнейшем создать атмосферу безусловного принятия и доверия, основанных на понимании непростой судьбы ребенка.

КОМПЕТЕНТНО

Наталья Колос, начальник отдела по образованию Могилевского райисполкома:

— В Могилевском районе все дети, оставшиеся без попечения родителей, устроены в семьи. У нас работает два детских дома семейного типа, шесть родителей-воспитателей. Благодаря всесторонней поддержке государства всем детям созданы достойные условия для проживания, получения образования, у всех есть возможность реализовать свои способности и таланты.

ФАКТЫ

Количество детских интернатных учреждений в стране оптимизировано. В конце 1990-х в Беларуси их было около полусотни, сейчас же действуют десять детских домов, а школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, больше нет. Но функционируют 274 детских дома семейного типа, в которых воспитывается 1896 детей. В целом по Беларуси около 14 900 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся на различных формах государственного устройства, самая распространенная из которых — опекунские семьи.

В ТЕМУ

Немаловажным стимулом для родителей, решившихся взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится заработная плата — при наличии десятерых ребят она составляет 1500 рублей. 

СБ

Поделиться