• Aгрогородок ВейноAгрогородок Вейно
  • Aгорогородок РечкиAгорогородок Речки
  • Памятный знак К.СимоновуПамятный знак К.Симонову
  • Парк агрогородка  ДашковкаПарк агрогородка  Дашковка
  • Агрогородок БуйничиАгрогородок Буйничи

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

27.09.2013

Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения. Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. При спазме аккомодации отмечается зрительное утомление при работе на близком расстоянии, рассматривание удаленных предметов сопровождается сильным напряжением зрения. Чаще всего в школьные годы развивается близорукость (миопия), что связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп). Часто встречается близорукость у детей с хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек, туберкулез). Дальнозоркость - врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстрая утомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой. Астигматизм связан с нарушением степени кривизны роговицы и проявляется ухудшением зрения как на близком, так и на дальнем расстоянии, снижением зрительной работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии. Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева (для правшей, для левшей - справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате. Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно воздействует на зрение. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил: Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.
Правильно питаться. Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами, среди которых особое значение имеют: витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение. Характерными признаками его дефицита в организме являются трещины в углах рта, снижение аппетита, слабость, апатия, головная боль, ощущение жжения кожи, резь в глазах. Источниками витамина В2 служат цельное молоко, простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, постное мясо, печень, почки, сердце, пекарские и пивные дрожжи, грибы. Витамин А, при недостатке которого страдает сумеречное зрение («куриная слепота»), поражается роговица глаза, в запущенных случаях развивается ксерофтальмия (сухость глаза). Витамин А содержится в сливочном масле, цельном молоке, яичном желтке, печени (особенно в печени рыб). Морковь, шпинат, салат, щавель, зелень (как культурная, так и дикорастущая), а также плоды шиповника богаты бета-каротином – предшественником витамина А, который образуется в организме человека при употреблении этих продуктов (в сочетании с жирами – растительным маслом, сметаной, т.к. этот витамин относится к группе жирорастворимых). В рационе близоруких детей должны быть: морковь - богатый источник бета-каротина; черника - свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение; красный сладкий перец и шпинат - источники лютеина, он защищает сетчатку. Надо только помнить, что эти продукты нужно есть в сыром виде; кукуруза, апельсины, манго и персики - также защищает сетчатку и предотвращает помутнение хрусталика; рыба - содержит много ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз; шиповник - признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки; цитрусы содержат витамин С, необходимый для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний. Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения.
Улучшать кровоснабжения глаз. Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие - утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.
Комплекс упражнений для младших школьников: 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти, повторить 4 - 5 раз; 2.Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти, повторить 4 - 5 раз; 3.Вытянуть правую руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз, повторить 4 - 5 раз; 4.Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6, повторить 4 - 5 раз. 5. Исходное положение - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить, повторить 4 - 5 раз.
Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов: 1.Сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклонившись вперед, к крышке стола, - выдох, повторить 5 - 6 раз; 2.Сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, повторить 5 - 6 раз; 3. Сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в исходное положение, затем проделать то же самое влево, повторить 5 - 6 раз; 4.Сидя, делать круговые движения глазами сначала вправо, затем – влево, повторить 5 - 6 раз; 5. Сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх; вдох, следить за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох, повторить 4 - 5 раз; 6. Сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2 - 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 - 5 секунд, повторить 6 - 8 раз; 7. Сидя, закрыв глаза, в течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

УЗ «Могилевская поликлиника №11»
Врач окулист Павлова О.П