Деятельность садоводческих товариществ начиная с 2008 года по 2023 год регулировалась Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ», которым было утверждено Положение о садоводческом товариществе (далее – Указ № 50).
30 мая 2023 г. был принят новый Указ Президента Республики Беларусь № 155 «О садоводческих товариществах», которым утверждены Положение о садоводческом товариществе и Положение о порядке передачи в собственность Республики Беларусь линий электропередач и трансформаторных подстанций садоводческих товариществ (далее – Указ № 155).
Основные положения Указа № 155 вступили в силу со 2 декабря 2023 г. Указ № 155 направлен на устранение накопившихся с учетом практики деятельности садоводческих товариществ пробелов и противоречий в законодательстве, упрощение решения многих вопросов, касающихся деятельности садоводческих товариществ и наведения порядка на их территориях.
Указом № 155 установлено, в том числе, что товарищества:
уведомляют местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого расположено товарищество, об избрании (освобождении от занимаемой должности) председателя правления товарищества в десятидневный срок со дня заключения (расторжения, прекращения) срочного трудового договора с избранным (освобожденным от занимаемой должности) председателем правления;
в течение пяти лет после вступления Указа № 155 (до 01.12.2028) обязаны привести в актуальное состояние имеющиеся проекты организации и застройки территорий товариществ либо разработать такие проекты (при их отсутствии).
Товарищества вправе направить один раз в течение календарного года в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого расположено товарищество, запрос о произошедшей смене землепользователей в данном товариществе за период, не превышающий одного года до даты направления запроса (местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с запросом обязаны в месячный срок предоставить запрашиваемую информацию).
В Указе № 155 определен порядок работы с бесхозяйными (бросовыми) земельными участками и (или) садовыми домиками, а также по их сносу или продаже (порядок определения начальной цены продажи, порядок продажи путем проведения аукциона или без проведения аукциона) в случае признания судом садового домика, земельного участка, на котором этот садовый домик расположен (долей в праве на них), бесхозяйным либо входящими в состав наследственного имущества, признанного выморочным наследством.
Товарищества, зарегистрированные до вступления в силу Указа № 155 (до 02.12.2023), обязаны в течение одного года привести свои уставы в соответствие с настоящим Указом и представить в регистрирующие органы документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы. Уставы товариществ до приведения их в соответствие с настоящим Указом действуют в части, ему не противоречащей.
Граждане, которым до вступления в силу Указа № 155 были предоставлены земельные участки для коллективного садоводства, а также граждане, которые приобрели такие земельные участки (права на них) законным способом, не зарегистрировавшие в установленном порядке свои права на эти земельные участки, обязаны в течение трех лет оформить правоудостоверяющие документы на данные земельные участки.
По истечении трех лет местными исполнительными и распорядительными органами после выявления земельных участков, на которые отсутствуют правоудостоверяющие документы, будут направлены владельцам таких земельных участков предписания о необходимости в месячный срок обратиться с заявлением об оформлении правоудостоверяющих документов.
Невыполнение требований, содержащихся в данных предписаниях, будет являться основанием для их изъятия.
Контроль за деятельностью товариществ осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, на территории которых расположены товарищества, и другими государственными органами в соответствии со своей компетенцией и законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.
В райисполком и другие государственные органы поступают много обращений членов садоводческих товариществ, которые не согласны с действиями (бездействием) органов управления товарищества, о необходимости дачи их действиям правовой оценки, переизбрания председателя правления, дачи председателю товарищества поручений о выполнении каких-либо функций или о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности товарищества. В основном в обращениях граждан отсутствуют основания для организации внеплановой проверки товарищества и (или) внесения в правление товарищества предложений об организации внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных), а также вопроса о досрочном прекращении полномочий (переизбрании) председатели и (или) членов правления. Отсутствуют признаки правонарушений, которые носят уголовно наказуемый характер, и необходимость обращения в правоохранительные органы. Все эти обращения в первую очередь должны рассматриваться органами управления товарищества, а споры разрешаться в судебном порядке.
Законодателем давно было определено, что товарищество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Товариществом является некоммерческая организация, которая осуществляет свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных и иных культур, а также создания условий для отдыха, досуга и удовлетворения иных потребностей членов товарищества и членов их семей, которые находятся на территории садоводческого товарищества.
Товарищество осуществляет свою деятельность на основании устава, который принят на общем собрании членов товарищества, и в соответствии с иными законодательными актами, регулирующими деятельность садоводческих товариществ.
Органами управления товарищества являются общее собрание (собрание уполномоченных), правление, а высшим органом управления товарищества является общее собрание. Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия.
Рассмотрение заявлений членов товарищества и принятие по ним решений, рассмотрение разногласий, возникших между членами товарищества по вопросам, связанным с реализацией их прав и обязанностей, относилось и относится к компетенции правления товарищества, а рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) председателя правления, членов правления, членов ревизионной комиссии относится к компетенции высшего органа управления – общего собрания членов товарищества (собранию уполномоченных).
Основными изменениями в деятельности садоводческих товариществ после 2 декабря 2023 года являются:
Компетенция общего собрания – высшего органа управления товарищества – дополнена новыми полномочиями и расширена компетенция собрания уполномоченных
В настоящий момент к основным изменениям в компетенции общего собрания можно отнести:
установление порядка формирования размеров взносов (ранее в Указе № 50 такого полномочия не было);
исключение из состава членов товарищества, восстановление членства в товариществе (в Указе № 155 появилось новое полномочие - восстановление членства исключенного или выбывшего члена);
определение количественного состава правления, избрание председателя правления, иных членов правления, досрочное прекращение их полномочий(ранее общим собранием избирался также казначей, согласно Указу № 155 казначей назначается председателем правления);
досрочное прекращение срочного трудового договора, заключенного с председателем правления, за исключением случаев досрочного прекращения срочного трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ранее такого полномочия не было. Указ № 155 закрепляет право общего собрания помимо досрочного прекращения полномочий председателя правления отдельно досрочно прекращать срочный трудовой договор с ним);
привлечение председателя правления к дисциплинарной ответственности (ранее в Указе № 50 такого полномочия не было);
предоставление полномочий председателю общего собрания (собрания уполномоченных) либо иному лицу (члену товарищества, казначею) на заключение срочного трудового договора с избранным председателем правления (ранее право заключения трудового договора с избранным председателем было предоставлено только председателю общего собрания, Указ № 155 расширил перечень лиц, кто также имеет право подписать такой договор);
избрание членов ревизионной комиссии, счетной комиссии, досрочное прекращение их полномочий, принятие при необходимости решения о привлечении аудиторской организации (аудитора) (в Указе № 155 появилось новое полномочие - о привлечении аудиторской организации, хотя и ранее действовал Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности);
принятие решений по обращению с объектами растительного мира, расположенными на земельных участках общего пользования товарищества (в Указе № 155 появилось новое полномочие по обращению с объектами растительного мира);
принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, утверждение передаточного акта или разделительного баланса, ликвидационного баланса (в Указе № 155 появилось новое полномочие по утверждению ликвидационного баланса);
принятие решения о передаче в государственную собственность объектов инженерной и (или) транспортной инфраструктуры товарищества (ранее в Указе № 50 такого полномочия вообще не было);
принятие решения об обращении в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением о включении территории товарищества в границу населенного пункта либо об образовании на базе товарищества населенного пункта (ранее в Указе № 50 такого полномочия вообще не было);
принятие решений об отмене (подтверждении, изменении) решений, ранее принятых общим собранием (собранием уполномоченных), правлением (ранее в Указе № 50 такого полномочия вообще не было);
установление порядка деятельности, количественного состава и срока полномочий счетной комиссии (ранее в Указе № 50 такого полномочия вообще не было).
Кроме того, в Указе № 155 определены новые полномочия собрания уполномоченных.
Изменен порядок избрания уполномоченных
Указом № 155 определен порядок избрания (переизбрания) уполномоченных, которые в настоящее время могут быть избраны или переизбраны одним из следующих способов:
на общем собрании, на котором присутствует не менее половины от общего числа членов товарищества, из числа членов товарищества из расчета по одному уполномоченному от каждых пяти членов товарищества, если уставом товарищества не предусмотрено иное представительство;
на собраниях групп, которые формируются из расчета не менее пяти членов товарищества, если уставом товарищества не предусмотрено иное представительство. Поименный состав групп, охватывающий всех членов товарищества, утверждается правлением. Каждая группа вправе избрать одного уполномоченного из числа ее членов.
Впервые определены вопросы, которые принимаются только единогласным решением всех членов товарищества
Вопросы об обращении в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением о включении территории товарищества в границу населенного пункта, об образовании на базе товарищества населенного пункта, о ликвидации товарищества по решению членов товарищества могут быть рассмотрены только на первичном общем собрании членов товарищества и по ним должно быть принято только единогласное решение всеми членами товарищества:
Определены вопросы, которые принимаются только квалифицированным большинством членов общего собрания
Решения общего собрания о внесении изменений и (или) дополнений в устав товарищества, реорганизации товарищества, утверждении передаточного акта или разделительного баланса, ликвидационного баланса, порядке формирования размеров взносов принимаются квалифицированным большинством (не менее 2/3) присутствующих на собрании (принявших участие в заочном голосовании (опросным путем).
Уточнен порядок уведомления о проведении общего собрания (собрания уполномоченных)
Общее собрание (собрание уполномоченных) созывается правлением по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Члены товарищества либо уполномоченные должны быть уведомлены о проведении соответствующего собрания (в том числе проводимого повторно), не менее чем за 14 календарных дней до дня его проведения (ранее данный срок составлял 15 дней).
Законодательно закреплено, что уведомление должно обязательно включать в себя следующее: дату проведения собрания, место проведения собрания, вопросы повестки дня, выносимых на голосование, проект сметы доходов и расходов товарищества (если такой вопрос включен в повестку дня).
Также предусмотрен дополнительный способ уведомления членов товарищества (уполномоченных) с использованием электронных средств связи.
Изменен порядок проведения заочного голосования
Впервые Указом № 155 предусмотрена возможность при проведении общего собрания в заочной форме рассылать бюллетени для голосования членам товарищества, а затем получать их назад от члена товарищества посредством электронных средств связи.
Единственным условием использования таких электронных средств связи является то, чтобы они использовались способом, позволяющим достоверно установить следующее:
что соответствующий бюллетень направлен лицу, имеющему право на участие в общем собрании - при рассылке бюллетеней для голосования,
что соответствующий бюллетень направлен лицом, имеющим право на участие в общем собрании - при возврате бюллетеня после заполнения.
Кроме того, сокращен срок проведения заседания счетной комиссии для вскрытия конвертов и подсчета голосов - не ранее 7 календарных дней со дня окончания голосования (ранее этот срок составлял не ранее 15 дней).
Председатель собрания и секретарь собрания могут избираться не из членов товарищества
В настоящее время Указом № 155 четко регламентировано право избирать председателя общего собрания (собрания уполномоченных) и его секретаря как из числа членов товарищества, так и из лиц, не являющихся членами товарищества.
Внесены изменения в порядок созыва внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных)
Указом № 155 предусмотрено, что внеочередное общее собрание также может быть созвано следующими лицами, в том числе:
по самостоятельному или совместному письменному требованию ревизионной комиссии (ранее можно было только по требованию ревизионной комиссии, что предполагало совместное их требование),
по письменному требованию не менее 1/5 от общего числа членов товарищества (ранее такое число членов было больше и составляло 1/4),
по письменному требованию исполкома (ранее исполком должен был подавать не требование, а предложение).
Кроме того, до 10 дней со дня получения письменного требования увеличен срок для принятия правлением решения созыва внеочередного общего собрания (собрания уполномоченных)(ранее данный срок составлял 7 дней).
Также Указом № 155 установлен срок, по истечении которого инициаторы созыва имеют правосамостоятельно созвать внеочередное общее собрание (собрание уполномоченных) –через 15 календарных дней после подачи письменного требования в правление, при условии, что не получен ответ от правления.
Впервые Указом № 155 на правление возложена совершенно новая обязанность – предоставить инициаторам проведения собрания контактные данные членов товарищества (уполномоченных), необходимые для организации и проведения такого собрания. Однако данная обязанность возникает у правления только в том случае, если оно отказало в проведении внеочередного собрания либо проигнорировало письменное требование инициаторов.
Увеличен срок составления протокола общего собрания
По Указу № 155 срок оформления протокола общего собрания составляет 7 календарных дней (ранее срок составления протокола общего собрания составлял 3 дня со дня его проведения).
В настоящее время законодательно предусмотрено, что в случае отказа председателя собрания и его секретаря составлять протокол общего собрания – правом составления и подписания протокола общего собрания обладают члены правления, которые присутствовали на этом собрании, и (или) члены счетной комиссии, которые производили подсчет голосов на этом собрании.
Увеличен срок ознакомления членов товарищества с протоколами
В настоящее время доводятся до сведения членов товарищества не позднее 10 календарных дней со дня проведения общего собрания (собрания уполномоченных), правления, заседания счетной комиссии (при проведении заочного голосования (опросным путем) посредством размещения копии протокола общего собрания (собрания уполномоченных), правления или копии протокола об итогах заочного голосования (опросным путем) на информационном стенде, установленном на территории товарищества, или в ином порядке, определенном уставом товарищества(ранее срок доведения до сведения членов товарищества решений общих собраний (собраний уполномоченных) составлял 5 дней со дня его проведения).
Более того, Указ №155 предусматривает, что до сведения членов товарищества должны быть доведены решения посредством размещения соответствующего протокола (ранее можно было размещать только выписку из протокола).
Подробно изложен порядок ознакомления члена с документацией товарищества
В настоящее время подробно изложен перечень документов товарищества, с которым член товарищества имеет право знакомиться: устав товарищества и внесенные в него изменения, сметы доходов и расходов товарищества, отчеты председателя правления и ревизионной комиссии, протоколы общих собраний, собраний уполномоченных, правления, иные документы, предусмотренные уставом или решениями общих собраний (собраний уполномоченных).
Более того, члену товарищества предоставлено право самостоятельно производить копирование указанных документов товарищества с использованием электронных и иных устройств (например, фотокамеры телефона).
Кроме того, член товарищества имеет право требовать от товарищества предоставления ему копий всех вышеназванных документов, однако товарищество имеет право взимать плату за снятие копий на бумажном носителе для члена товарищества. Плата за предоставление бумажных копий не должна превышать затрат на их изготовление.
Членами товарищества теперь могут являться собственники, владеющие долей в праве на земельные участки
В Указе № 155 предусмотрено, что членами товарищества может быть физическое лицо, имеющее в том числе долю в праве на земельный участок, предоставленный для коллективного садоводства и (или) садовый домик и хозяйственные постройки. Однако, собственник доли становится членом товарищества только в случае, если им в течение 3 месяцев с даты государственной регистрации возникновения/перехода права на земельный участок, подано в правление заявление о вступлении в состав членов товарищества. Неподача заявления о вступлении в состав членов будет считаться отказом от вступления в состав членов товарищества.
Владелец доли в праве на земельный участок и (или) садовый домик, который стал членом товарищества, будет иметь один голос на общем собрании членов товарищества (собрании уполномоченных).
Введена новая обязанность члена товарищества
Указ № 155 дополнен новой обязанностью члена товарищества - уведомлять правление в течение1 (одного) месяца об изменении своих паспортных данных, адреса регистрации по месту жительства (месту пребывания), почтового адреса, номера телефона и иных контактных данных.
В случае необходимости правлением товарищества вся почтовая и иная корреспонденция будет направляться члену товарищества по последним данным, предоставленным этим членом.
Изменен порядок внесения взносов
Предусмотрены разные способы внесения взносов для участников долевого владения:
если от участников долевого владения определен 1 член товарищества, то все участники долевого владения вносят взносы в размерах, соответствующих принадлежащим им долям в праве на земельный участок (земельные участки),
если каждый участник долевого владения вступил в члены товарищества, то каждый из участников долевого владения вносит взносы в размерах, установленных для членов товарищества.
Членские взносы могут вноситься не в равных размерах
Указом № 155 предусмотрено, что порядок уплаты взносов может быть изменен общим собранием и размер членских взносов можно поставить в зависимость от размеров или количества земельных участков, принадлежащих членам товарищества (ранее при наличии у одного члена товарищества нескольких земельных участков и (или) садовых домиков решением общего собрания мог устанавливаться дополнительный взнос).
Установлен максимальный размер пени
Впервые законодательно закреплен предельный размер пени за несвоевременное внесение взносов - 0,3 процента от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Изменен порядок отключения электроэнергии и воды
Правление товарищества вправе принять решение об отключении членам товарищества и иным лицам электроэнергии и воды в случае:
несвоевременного внесения взносов и иных необходимых платежей (в течение двух месяцев подряд со дня наступления срока уплаты);
непринятия мер по устранению аварийной ситуации, создаваемой владельцем земельного участка и (или) садового домика, в том числе путем подключения к системам электро-, газо-, водоснабжения товарищества с нарушением требований энергобезопасности, загромождения их посторонними предметами, неисполнения владельцем требований правления по обрезке крон деревьев, расположенных вблизи воздушных линий электропередачи;
безучетного потребления электроэнергии, невыполнения иных условий электроснабжения, не нарушающих прав и законных интересов членов товарищества;
систематического (два и более раза подряд) недопуска в согласованное время членов правления и (или) обслуживающих специалистов к объектам общего пользования товарищества, расположенным на земельных участках членов товарищества или других лиц, указанных в абзаце первом настоящей части, а также для снятия показаний приборов учета расхода электрической энергии, газа и воды. Также следует отметить, что электроэнергию и воду товарищество впервые стало вправе отключать как членам товарищества, так и иным лицам (наследникам, участникам долевого владения, лицам, выбывшим из состава членов товарищества).
Законодательством установлен минимальный срок, который может быть предоставлен членам товарищества или иным лицам правлением для устранения допущенных нарушений - 15 календарных дней, сделано уточнение о том, что отказ от получения письменного предупреждения, зафиксированный документально, считается надлежащим предупреждением, а также установлен срок для обратного подключения электроэнергии и (или) воды - в течение 5 (пяти) календарных дней после устранения нарушений.
Более подробно указан список оснований для исключения из состава членов товарищества
За неоднократное неисполнение членом товарищества своих обязанностей он может быть исключен из состава членов товарищества, в частности:
за невыполнение требований, установленных Положением о садоводческом товариществе, иными актами законодательства, уставом и правилами внутреннего распорядка товарищества, решениями общего собрания (собрания уполномоченных), правления;
за то, что не приступил к освоению земельного участка, предоставленного для коллективного садоводства, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель;
за использование предоставленного земельного участка по нецелевому назначению;
за несодержание земельного участка в порядке;
за неосуществление мероприятий по защите растений;
за нерегулирование распространения и численности видов растений, распространение и численность которых подлежит регулированию в соответствии с законодательством об охране и использовании растительного мира;
за нарушение прав других членов товарищества;
за невыполнение иных обязанностей, предусмотренных Положением о садоводческом товариществе.
Закреплены права лица, исключенного из состава членов и его наследников
Согласно Указу № 155 появился список прав лица, которое было исключено из членов товарищества, который включает:
знакомиться с документами, послужившими основанием для его исключения, обжаловать решение общего собрания об исключении из состава членов товарищества в суд;
после устранения причин, послуживших основанием для исключения из членов товарищества, подать в правление заявление о восстановлении членства в товариществе, которое рассматривается на общем собрании.
Вышеназванными правами пользуются как лица, исключенные из членов товарищества, так и их наследники.
Внесены изменения в деятельность правления
К основным изменениям относятся:
увеличен до 5 лет максимальный срок полномочий правления (ранее данный срок составлял 3 года);
уточнено, что минимальный количественный состав правления включает 5 человек, включая председателя правления.
компетенция правления была дополнена новыми полномочиями:
вносит на рассмотрение общего собрания предложения о порядке формирования размеров взносов;
согласовывает изъятие и предоставление земельных участков, изменение границ земельных участков, расположенных в границах товарищества;
обеспечивает проведение на земельных участках общего пользования мероприятий по регулированию распространения и численности видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию в соответствии с законодательством об охране и использовании растительного мира;
созывает очередные и внеочередные общие собрания (собрания уполномоченных), собрания групп, осуществляет организационно-техническое обеспечение их проведения, отменяет решения о проведение таких собраний;
не позднее чем за два месяца до истечения срока действия срочного трудового договора с председателем правления вносит на рассмотрение общего собрания (собрания уполномоченных) вопрос о продолжении трудовых отношений с председателем правления или его переизбрании; принимает решение о предоставлении одному из членов правления полномочий на заключение срочного трудового договора с председателем правления при его назначении местным исполнительным и распорядительным органом, а также о досрочном прекращении срочного трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
закреплено, что не более чем на 1 год действующее правление (кроме председателя и казначея) сохраняет свои полномочия, в случае неизбрания членов правления по истечении срока, на который они были избраны.
увеличен срок составления протокола заседания правления до 5 календарных дней (ранее данный срок составлял 3 дня со дня его проведения).
Внесены изменения в деятельность председателя правления
до 5 лет увеличен максимальный срок полномочий председателя правления (ранее данный срок составлял 3 года);
закреплено, что в случае его временного отсутствия (отпуск, временная нетрудоспособность и другое) или наличия вакансии по должности председателя правления обязанности председателя правления выполняет иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом товарищества. Кроме того, предусмотрено, что таким лицом не может быть казначей и такое лицо заблаговременно определяется решением общего собрания (собрания уполномоченных) из числа членов товарищества.
впервые предусмотрено, как решить вопрос, если полномочия председателя правления истекли и новый председатель не избран на протяжении 5 (пяти) месяцев (пунктом 48 Указа №155 предусмотрено, что случае, если срок действия полномочий председателя правления истек, полномочия председателя правления прекращены по другим причинам и кандидатура на должность председателя правления не избрана в течение пяти месяцев, районный, городской (в городах областного подчинения) исполнительный комитет, местная администрация района в городе, на территории которого расположено товарищество, вносит на рассмотрение общего собрания (собрания уполномоченных) кандидатуру (кандидатуры) на должность председателя правления. Общее собрание (собрание уполномоченных) по вопросу избрания председателя правления должно быть созвано правлением не позднее 30 календарных дней со дня получения предложения местного исполнительного и распорядительного органа. При необходимости может быть проведено повторное общее собрание (собрание уполномоченных) с той же повесткой дня).
Казначей больше не избирается общим собранием
Казначей назначается председателем правления из числа членов товарищества или лиц, не являющихся членами товарищества, осуществляет свои полномочия на основании срочного трудового договора, заключаемого с ним в соответствии с законодательством о труде, вправе быть избранным в члены правления (ранее казначей избирался общим собранием). То есть, казначей больше не является автоматически членом правления, но он может быть избран в члены правления.
Определено, что казначеем не может быть председатель правления, близкие родственники и свойственники председателя правления и членов правления
Кроме того, по решению правления функции казначея могут быть переданы на основании гражданско-правового договора организации или индивидуальному предпринимателю.
Контроль теперь может проводить и аудитор
Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия.
Указом № 155 кроме ревизионной комиссии предусмотрена возможность обращаться к аудитору (хотя и ранее действовал Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности).
Привлечение аудитора возможно по решению общего собрания для проведения аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности товарищества, для дачи заключений по отчетам председателя правления, правления.
Аудиторское заключение подлежит рассмотрению на общем собрании (собрании уполномоченных) и доводится до сведения членов товарищества председателем общего собрания (собрания уполномоченных).
Дополнены основания для ликвидации товарищества
Согласно Указу № 155 товарищество может быть ликвидировано по решению:
общего собрания:
в связи с признанием судом государственной регистрации товарищества недействительной;
если такое решение принято единогласно всеми членами товарищества;
суда в случаях:
прекращения прав на земельные участки, предоставленные товариществу и его членам для коллективного садоводства;
осуществления деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;
признания судом государственной регистрации товарищества недействительной;
в других случаях, предусмотренных законодательными актами;
иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.